Психосексуальное развитие и его расстройства

 

Психосексуальные нарушенияПсихосексуальное развитие и его расстройства.часть 1.

Здравствуйте!

 

Психосексуальное развитие является одним из значимых аспектов индивидуального психического развития человека, в том числе детей, подростков и юношеского возраста.

Интерес к этой теме возник после распространения работ З.Фрейда.

Процесс осознания своей половой принадлежности (что доказано многими научными работами ученых) – есть единый биосоциальный процесс включающий:

а. онтогенез – процесс индивидуального развития организма от момента зарождения до конца жизни, то есть реализация наследственной информации

в. половую социализацию – формирование сексуальной культуры, процесс становления мужской и женской половой идентичности в соответствии с культурными нормами и социальными ролями, принятыми в данном обществе

в. развитие самосознания – процесс осознания и понимания себя личностью относительно к реальному окружающему миру

Психосексуальное развитие определяется изучая:

– формирование половой идентичности

– полоролевое поведение

– дифференцированное развитие маскулинности (мужественности) или     фемининности (женственности)

– информированность в вопросах пола

– сексуальные проявления

Процесс формирования пола условно делится на 2 периода:

I – период – от момента возникновения хромосомного пола, возникающего при оплодотворении яйцеклетки до формирования гонадного пола. Генетически запрограммированные механизмы действуют жестко. Происходит необратимая смена одних этапов дифференцировки пола другими последовательно и строго фиксированно во времени (на основе эмбриогенеза)

При оплодотворении создается хромосомный пол:

– мужской – XY- с таким набором хромосом под воздействием H-Y антигена  формируются зародышевые (фетальные) гонады из зародышевых гонад плода, создавая гонадный пол – в последующем они преобразуются в семенники

– женский – XX – при таком наборе хромосом отсутствие вышеуказанного антигена способствует развитию женских гонад, которые в последующем преобразуются в яичники

Эти процессы заканчиваются к седьмой неделе внутриутробного развития плода.

А между 4 – 6 месяцами мужские гонады продуцируют зародышевые гормоны – андрогены, способствующие к дифференциации центральной нервной системы по мужскому типу. Эстрогены женских гонад способствуют формированию центральной нервной системы (ЦНС) по женскому типу. Таким образом, уже внутриутробно, фетальная (зародышевая)  центральная нервная система дифференцируется по половому признаку.

Схема половой дифференцировки по Дж.Мани

(Джон Уильям Мани – американский психолог и сексолог,занимавшийся проблемами сексуальной идентичности)

 

Мозг мужской и женский отличается друг от друга как морфологический, так и функционально

 
Кора головного мозгаУ мужчинУ женщин
Гипоталамус – отвечает за репродуктивное поведение человека – дифференцируется относительно пола различноПередняя часть его лучше развита (нейронов большее число) – определяет гетеросексуальное поведение, при гомосексуальной ориентации нейроны распределены аналогично женским 
Теменные долиотвечают за речевую функцию 
Лобная доля отвечает за речевую функцию
Мозолистое тело (соединяет правое и левое полушария) шире – обеспечивает равное развитие полушарий, лучшие связи между ними и их совместное функционирование – лучшее развитие речи

Гормоны плода формируют мужские и женские репродуктивные органы – внутренний морфологический пол, и участвуют в создании наружных половых органов – наружный морфологический пол. Таким образом определяется генитальная внешность будущего ребенка.

II – период – включает время развития от момента рождения ребенка до формирования полового самосознания (то есть принятия индивидом маскулинности или фемининности).

При рождении ребенка на основании описанного о первом периоде, устанавливается «паспортный» пол ребенка.

Российская школа сексопатологов, руководителем, которого является Г.С.Васильченко, выделяет три этапа формирования психосексуального развития.

1-этап – формирование полового самосознания – аутоидентификация

2 – этап – формирование стереотипа полоролевого поведения

3 – этап – формирование психосексуальной ориентации – это выбор объекта полового влечения и формы его реализации

Абсолютно нормальное биологическое развитие ребенка ещё не делает его Мальчиком или Девочкой, Мужчиной или Женщиной в ; социо-психо-личностном аспекте. Имеет ли место  отклонения в психосексуальном развитии или нет, определяет несколько факторов: формирование маскулинности у мальчиков и фемининности у девочек, осведомленность ребенка в вопросах пола, сексуальное поведение; – которые и включают ещё психологические аспекты (половая идентификация, стереотипы полоролевого поведения, психосексуальная ориентация).

В росте и развитии ребенка можно различить несколько возрастных периодов:

– дошкольный возраст –

а) новорожденность от рождения до 1 месяца

б) младенчество от 1 месяца  до 1 года

в) раннее детство – 1 – 3 года

г) дошкольное детство – 3 – 7 лет

– младшее школьное детство – 7 – 12 лет

– младший подростковый возраст – 12 – 15 лет

– старший подростковый возраст – 15 – 17 лет

Можно отметить несколько фаз в психосексуальном развитии ребенка:

*оральная – 0 – 18 месяцев

*анальная – 1,5 – 3 года

*фаллическая – 3 – 6 лет

*латентная – 6 – 12 лет

*генитальная – пубертатный период (половое созревание)

Стадии психосексуального развития

СтадияВозрастной периодЗона сосредоточения либидоЗадачи и опыт, соответствующие данному уровню развития
Оральная0-18 мес.Рот (сосание,кусание, жевание)Отвыкание от груди      

 

Отделения себя от материнского тела

Анальная 1,5-3 годаАнус (удержание или выталкивание содержимого кишечника)Приучение к туалету (самоконтроль)
Фаллическая3-6 летПоловые органы (мастурбация)Идентификация со взрослыми того же пола (как образец для подражания)
Латентная6-12 летОтсутствует (сексуальное бездействие)Расширение социальных контактов со сверстниками
Генитальная пубертат (половое созревание)Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям)Установление интимных отношений, влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество

Уже в 5-6 месяцев  малыш рассматривает свое тело, обнаруживает различные его части, в том числе пупок, половые органы, задний проход, и ощупывает их; – до 10 месяцев они не имеют чувственности.

Детская сексуальность проявляется –  трением и поглаживанием своих половых органов, бедер, низа живота; сосанием пальцев и языка, кусанием губ; чрезмерной нежностью, сквернословием; рассматриванием изображений обнаженных людей и подсматриванием за ними; причинением боли другим и желанием испытать боль,…С ростом и развитием ребенка сексуальное поведение становится более выраженным, усложняется и продолжается.

В 10-12 месячном возрасте – раздетый ребенок трогает свои гениталии

В 18 месяцев – при волнениях ребенок проявляет нежность к матери

В 2-3 года формируется первичная половая (детская) идентификация – правильное определение своей половой принадлежности. Это происходит при правильной оценке пола ребенка окружающими и правильном воспитании (соответствующему его полу).  И этот возраст является наиболее поддающимся воспитанию,  формированию отношения к своему полу, половой сфере человека, миру. Если упустить этот период, в дальнейшем придется очень трудно и сложно исправлять погрешности полового воспитания.

В 2 года – дети стремятся поцеловать мать, по одежде и прическе отличают мальчиков от девочек

В 2,5 – 3 года – дети знают о своих половых органах, могут даже играть ими. С интересом наблюдают за раздетыми людьми, задают вопросы о материнских грудях. Появляется интерес к физиологическому различию полов – спрашивают об этом, задают вопросы о том, откуда берутся дети:  заявляют, что хотят иметь сестренку или братишку, хотят жениться на матери или выйти замуж за отца

В 4 года – во время игр могут демонстрировать свои половые органы, помочиться перед другими детьми, произносить неприличные слова, интересоваться, что делают люди в туалете и ванной, как попадают дети в живот мамы и как оттуда выходят

В 5 лет – интересуются,  как родители были детьми; заявляют, что когда вырастут, будут иметь своих детей

В 6 лет – задают вопросы о своих яичках, их интересует вопрос, как иметь детей, роль папы в этом; сообщают родителям о плохих выражениях, услышанных на улице.

В школьном возрасте – старше 7 и до 12 лет (препубертатный период) – психосексуальное развитие  продолжается, развитие у мальчиков и девочек отличается.

Если в дошкольном  периоде в организме  ребенка выделяется равное количество мужских и женских половых гормонов, то с 6-7-лет начинается увеличение секреции половых гормонов. В зависимости от уровня того или другого гормона создаются условия для будущего соматического изменения.

Сексуальное поведение детей в этом периоде носит подражательный характер, ищут информацию, знакомятся с проблемами пробного осознания своей маскулинности (мужественности) или фемининности (женственности).

Влияние среды в этом возрасте более значимы. Это – период перехода:   *от игр к учебе

*трудовые обязанности

*отношение со сверстниками

*новый тип отношений со взрослыми

*другие критерии самооценки, – все это формирует личность мальчика или девочки.

Пубертатный возраст (период полового созревания) – с 12-13 лет – завершается в 16-17 лет.

Начинается интенсивное стимулирование гипофизом и гипоталамусом гонад за 2-3 года до явных проявлений полового созревания. Что в свою очередь ведет к интенсивной секреции мужских половых гормонов у мальчиков и женских половых гормонов у девочек. Под их влиянием появляются вторичные половые признаки – мальчики становятся подростками, юношами и девочки – девушками.

Девочки в 11-14 лет по физическому развитию опережают мальчиков на 2-3 года, к 15 годам начинают преобладать мальчики в физическом развитии.

И в этом возрасте происходит вторая телесная самоидентификация – бурное развитие маскулинных или фемининных признаков у ребенка, которые в свою очередь приводят к эмоциональным переживаниям, таким как:

– правильность своего роста и развития

– неуверенность в соответствии маскулинности или фемининности (мнительное отношение к собственной внешности)

– непривлекательность, собственная малоценность…

Мальчики страдают от своего «недоразвития», а девочки – более быстрого развития.

Психическое развитие, то есть созревание личности происходит диспропорционально, то ускоряясь, то замедляясь. Характерной для подростковой психики является диссоциация между зрелостью физической, психической и социальной (этим и определяется так называемый «трудный» возраст).

Девочки взрослеют раньше  (самосознание у них формируется быстрее), чем мальчики.

У подростков сексуальная активность опережает психосексуальное развитие , сексуальную потребность. Характерной чертой является:

– сексуальность изолирована от других составляющих любви

– переживание сексуального влечения сильнее, чем само влечение – ограничена возможность реализации; эротические переживания выражены

– сексуальное экспериментирование (аутоэротической, гомосоциальной, гетеросоциальной направленности).

Отмечается тенденция снижения возраста начала половой жизни.

Только здоровое психосексуальное развитие, правильное формирование  личности способствует сохранению здорового потомства, продолжению рода здоровыми потомками.

Надеюсь, информация окажется полезной.

Берегите себя и свое Здоровое Потомство!

Да хранит вас Бог!

С уважением и добрыми пожеланиями Расалиджа Даут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *