Кормление новорожденного.

 

 

 

Кормление новорожденногоКормление новорожденного.

Здравствуйте, друзья!

Как правильно кормить новорожденного, чтобы он рос и развивался нормально, здоровым ребенком, чтобы сохранить здоровое потомство.

Первое прикладывание к груди после всех хлопот с беременностью и родами – первое общение мамы с малышкой – это есть блаженство матери – это есть материнское счастье. Процесс кормления грудью дает ни с чем несравнимое, глубочайшее эмоциональное чувство единства матери и ребенка. Привязанность и любовь, вскормленного грудью ребенка, сохраняются на долгие годы.

Грудное молоко является идеальной пищей для ребенка, особенно в первые месяцы жизни. 9 месяцев нахождения в утробе матери ребенок получал все питательные вещества только из ее организма. Хрупкий, еще несовершенный организм новорожденного лучше всего принимает материнское молоко, которое содержит все нужные и полезные вещества для правильного роста и развития, поддержания здоровья. Эти вещества легко перевариваются и усваиваются организмом новорожденного. Грудное молоко полностью соответствует особенностям пищеварения и обмена веществ в организме новорожденного. Все питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины присутствуют в материнском молоке в должном количестве и правильном соотношении.

Белок в грудном молоке состоит в основном из сывороточных белков (альбуминов) – имеют самые полезные свойства, легко переваривается и усваивается. Грубого белка – казеина в грудном молоке 10 раз меньше, чем в коровьем молоке.

Жир в грудном молоке имеет высокое содержание, нужных новорожденному, жирных кислот – 1,5-2 раза больше, чем в коровьем молоке, так же легко переваривается.

Углеводы грудного молока обеспечивают рост в кишечнике полезной микрофлоры, способствующей правильному пищеварению.

В грудном молоке также содержится ряд биологически активных веществ – так называемые защитные факторы: лизоцим, лимфоциты, антитела и другие – которые надежно предохраняют новорожденного от различных заболеваний, в том числе – острых респираторных, кишечных и других инфекций. (Новорожденный получает иммунитет от матери почти от инфекций, кроме кори).

В грудном молоке содержится комплекс ферментов, гормонов, ростовых факторов, стимулирующих нормальный рост и развитие новорожденного.

Дети, которых кормили грудью, имеют хорошее физическое развитие; активны и физически и эмоционально; спокойны, уравновешенны, растут более приветливыми и доброжелательными; в последующем сами становятся внимательными и заботливыми родителями.

Кормление грудью благотворно отражается и на здоровье матери. Чем раньше (сразу после рождения ребенка) начала кормить , тем лучше:

- При сосании ребенка грудь, происходит выброс специального гормона – окситоцина, который усиливает сокращение матки, и тем самым предупреждает возможность послеродового кровотечения. Окситоцин  способствует выделению молока из молочной железы.

- Раннее прикладывание груди стимулирует в организме выработку гормонов: окситоцина и пролактина.

- Пролактин – стимулирует образование молока в организме мамы.

- Сам процесс кормления грудью оказывает положительное воздействие на эмоциональное состояние и матери и ребенка, создает между ними особую связь на долгие годы.

- Замечено, что у кормящих грудью женщин, реже возникают злокачественные образования молочной железы.

- Кормление грудью – один из важных факторов, предохраняющих от беременности, в период кормления (при правильном режиме кормления).

Первое кормление:

– как только ребенок появился на свет – его надо положить на обнаженную грудь матери голеньким, чтобы у них был тесный телесный контакт, (такого рода контакт важен для установления связи между матерью и ребенком), после чего обсушить и пеленать;

- приложить к груди – он сам находит грудь матери.

Совместное пребывание матери и ребенка в палате дает возможность маме свободный доступ к малышу в любое время суток, и кормить она может грудью по первому его требованию. Мама и малыш спокойны и счастливы. С самого рождения за ребенком ухаживает мама, его организм заселяется теми микробами, которые есть в материнском организме; они, как правило, безвредные. В материнском молоке имеются специфические антитела против  этих микробов.

Если ребенок находится в  палате для новорожденных – за ним ухаживает медицинский персонал, то он окружен микроорганизмами, присущими «чужим людям», - безопасные для этих людей бактерии, могут оказаться болезнетворными для новорожденного. И в молоке матери отсутствуют специфические против них антитела.

Как понимаете, какое  значение имеет для предупреждения заболеваний, как совместное пребывание мамы и новорожденного, так  и кормление грудью.

Как сосет грудь ребенок.

Специальная манипуляция ребенка с грудью называется «сосанием груди» (английское слово – “suckling”), просто сосание (sucking) – это то, что ребенок обычно проделывает со своим большим пальцем или любым другим предметом.

Здоровому доношенному ребенку присущи три рефлекса, помогающие ему питаться:

- Рефлекс захватывания – он помогает ребенку найти сосок; если прикоснуться чем-либо вблизи  рта голодного ребенка – он повернет голову в этом направлении и откроет ротик.

- Сосательный рефлекс – что-нибудь, попадая в рот ребенка, коснется его неба – он начинает сосать; сосательный рефлекс очень сильный в первые часы жизни ребенка.

- Глотательный рефлекс – когда ротик ребенка наполняется молоком, он его глотает.

Обратите внимание, что существуют рефлексы, позволяющие ребенку находить сосок, заставляющие сосать и глотать. Но отсутствует рефлекс, помогающий ему удерживать грудь во рту. Этому он и должен научиться; и в этом ему помогает мама.

Правильное прикладывание к груди. Как:

- Правильное положение мамы при кормлении.

*Прежде всего, надо выбрать наиболее удобную  для себя и ребенка позу, чтобы провести кормление в спокойной и расслабляющей обстановке. Это может быть положение «сидя» или «лежа». Сидеть лучше в низком кресле или под ноги подставлять скамеечку (подставку). Рука, поддерживающая ребенка, должна иметь опору – подлокотник кресла.

В позе «лежа» - мама ложится на бок, кладет ребенка перед собой на плоскую подушку. Можно кормить ребенка и в вертикальном положении или из-за спины ( при различных состояниях мамы).

Голодный ребенок сам открывает ротик и ищет сосок. Если этого не произойдет – то прикоснитесь к его верхней губе соском, он тут же откроет ротик.

- Правильное положение ребенка при кормлении:

*Ребенок всем корпусом должен быть повернут к маме и прижат к ней – лицом к себе и «живот к животу», чтобы ему не приходилось поворачивать головку; поддерживайте его за спинку и плечики, не надавливая на головку (иначе – он будет рефлекторно откидывать головку назад).

* Лицо ребенка находится близко от груди.

* Подбородок, щеки и носик его прикасаются к груди, это не мешает ему дышать.

* Рот ребенка широко раскрыт.

* Нижняя губа вывернута наружу.

* Над верней губой виден больший участок околососкового кружка, нежели под нижней губой (чтобы ребенок брал в рот весь околососковый кружок – всю грудь).

* Заметно, как ребенок делает медленные и глубокие сосательные движения.

* Слышно – как ребенок глотает молочко.

* Ребенок расслаблен и доволен, в конце кормления наступает состояние удовлетворения.

* Мать не испытывает боли в области сосков.

Надо знать и о неправильных положениях ребенка при кормлении, чтобы все делать правильно:

- корпус ребенка отвернут от корпуса матери и не прижат к нему;

- подбородок не касается к груди;

- создается впечатление, что ротик ребенка закрыт;

- губы ребенка вытянуты вперед;

- виден большой участок околососкового кружка, в том числе и под нижней губой;

- ребенок делает быстрые, короткие сосательные движения;

- во время кормления щечки ребенка могут быть втянуты внутрь;

- ребенок беспокоен и отказывается от кормления, так как недополучает молока;

- ребенок может издавать «причмокивающие» звуки во время кормления;

- сосок у мамы может быть плоским и в конце кормления с полоской на кончике;

- мама может испытывать боль в области сосков. Мать дает сосок ребенку, как она давала бы соску,  и ребенок захватывает только сосок – сосет грудь в неправильном положении, как из бутылечка – «сосковое сосание».

Продолжительность кормления грудью.

Каждый ребенок сам определяет длительность сосания груди. Одни дети сосут очень активно и быстро высосут нужную порцию молока, сами выпускают сосок и отворачиваются от груди. Есть так называемые «ленивые сосуны». Сосут они медленно и вяло, часто засыпают у груди; при попытке вынуть сосок – просыпаются и продолжают сосать. «Ленивые сосуны» нуждаются в таком же количестве молока - для роста и развития,   что и «проворные сосуны».  Поэтому при засыпании во время кормления «ленивого сосуна» потеребить по щечке или попытаться  отнять сосок, чтобы разбудить, - после чего он продолжает сосать.

Продолжительность кормления все же не должна превышать 20-30 минут, при более длительном кормлении – кожа соска повреждается, появляются трещины сосков.

По окончании кормления -  после того, как ребенок выпустит сосок – подержать ребенка в вертикальном положении некоторое время, чтобы отошел воздух, проглоченный во время сосания – «громкая отрыжка»; иногда при этом ребенок может срыгнуть небольшое количество молока.

После кормления грудь следует держать некоторое  время открыто, чтобы дать высохнуть соску на воздухе.

Крупным детям может потребоваться кормление обеими грудями. Дети не крупные насыщаются молоком из одной груди, или добавив немного молока из другой.

Лучше использовать для кормления обе груди в равной степени. Некоторые мамы забирают у ребенка грудь раньше времени, чтобы убедиться – что он возьмет вторую грудь. В этом случае ребенок может получить избыток раннего молока и недополучить позднего, что может привести к проблемам. То есть ребенок недополучит достаточного количества молока, богатого жирами позднего молока. Он может перенасытиться ранним молоком, получая избыток лактозы. Одни из таких детей плохо набирают вес, другие – растут хорошо, но требуя, чтобы их кормили дольше и чаще.

Поэтому маме нужно:

- давать возможность ребенку высосать полностью из одной груди, если ребенок еще потребует – то дать ему и вторую грудь, но не принуждать его к этому;

- начинать первое кормление с правой груди, второе – с левой, то есть чередовать. Это способствует  стимуляции обеих грудей в равной степени, они обе продолжают вырабатывать молоко;

- если ребенок отказывается сосать грудь на одной из сторон, то маме следует изменить положение кормления. Например, кормить, держа его у себя  под мышкой (как кормят близнецов). Этим можно убедить ребенка, что это его любимая грудь.

Нужно ли соблюдать «строгий» режим кормления?

Долгое время считалось, что ребенка с самого рождения надо приучать к определенному режиму кормления – кормить строго по часам.

В настоящее время рекомендуется так называемый свободный режим кормления – мама дает грудь ребенку по первому его требованию, в том числе и ночью.

Важно, чтобы мама научилась правильно определить потребность ребенка в кормлении – голодный плач (ребенок крутит головкой в поисках материнской груди, причмокивая губками – громко и настойчиво плачет). Обычно, при свободном режиме вскармливания новорожденный ребенок получает грудь 10-12 раз в сутки. Такое частое кормление способствует становлению лактации.

В последующем, по мере его роста и развития, вырабатывается свой собственный режим кормления – 6-8 раз в сутки, как правило, без ночного перерыва. Кормление новорожденного в ночное время способствует большей выработке грудного молока.

При таком режиме кормления, новорожденный отличается спокойным поведением, хорошим настроением, крепко спит, нормально прибавляет в весе.

У мамы при таком типе кормления – вырабатывается больше молока; на длительное время сохраняется лактация.

Таким образом:

- убедитесь, что ребенок сосет грудь в правильном положении;

- дайте ему возможность сосать столько, сколько захочет.

Что нужно знать о «зрелом» молоке.

После 4-5 дней после родов у матери вырабатывается так называемое переходное молоко, с меньшим количеством белков и минеральных веществ, с повышением содержания в нем жира. Одновременно растет и количество вырабатываемого молока, соответственно требованию ребенка.

К концу 2-недели состав грудного молока стабилизируется – вырабатывается «зрелое» молоко. Оно кажется жидким, что наводит некоторых мам на мысль, что их молоко недостаточно жирное, однако оно содержит все нужные для роста и развития ребенка, вещества.

Мамам надо помнить, «водянистость» их молока является нормой. Этим и объясняется то, что с грудным молоком ребенок получает нужное ему количество воды, даже в жаркую погоду, -  если его правильно кормить.

Состав грудного молока может меняться в зависимости от питания матери. В среднем в этот период грудное молоко содержит:

- белка – 1,2%

- жира – 3,5%

- углеводов – 6,5%.

«Раннее» молоко – то, что ребенок высасывает в начале кормления. Это серое и водянистое молоко, богатое белками, лактозой, витаминами, минералами и водой.

«Позднее» молоко – ребенок получает в конце кормления. Оно белее первой порции, так как содержит больше жиров. Жиры повышают энергосодержание позднего молока, и составляют более половины его состава.

Для правильного роста и развития новорожденного требуется как «раннее», так и «позднее» молоко.

Большое значение имеет то обстоятельство, что ребенку нужно дать возможность полностью высосать молоко из груди. «Ленивого сосуна» надо  будить  во время кормления, если засыпает - чтобы он получил все порции молока полностью.

Кормите вашего малыша с удовольствием и любовью.

Здоровье женщины – правильное кормление новорожденного – здоровый ребенок – здоровое потомство – здоровый род.

Помните это.

Берегите себя и ваших детей.  Да хранит вас БОГ!

Надеюсь, статья была полезной.

С уважением и добрыми пожеланиями   Расалиджа.

Видео-музыка: Самая красивая мелодия...

Подпишитесь на мою рассылку, присоединитесь к моим подписчикам и получите книгу в подарок.

Запись опубликована в рубрике О Новорожденном +. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.